top of page

Льготные кредиты: помощь или ловушка

  • Фото автора: Lilia Agarkova
    Lilia Agarkova
  • 3 мар. 2021 г.
  • 4 мин. чтения

По данным бизнес-омбудсмена 10% петербургских предприятий прекратили свое существование в 2020 году. Банки старались следовать госпрограммам и поддерживать бизнес, выдавая кредиты, которые должны стать субсидией. Однако в них обнаружилось много подводных камней, а регламента превращения кредита в субсидию до сих пор нет, обращают внимание предприниматели.

Субсидированные кредиты в пандемию таили немало сюрпризов
Субсидированные кредиты в пандемию таили немало сюрпризов

Портал "ТТ финанс" провел онлайн-круглый стол совместно с интернет-газетой "Фонтанка" под названием «Малый и средний бизнес - итоги коронакризисного 2020 года, планы - 2021».


Сначала собравшиеся у своих мониторов попытались осмыслить потери 2020 года.

Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге, отметил, что наиболее пострадал бизнес в потребительской сфере - туризм, гостиницы, сфера услуг. "Но нужно отдать должное власти нашего города - в пандемию работали промышленные производства и стройки, - сказал Александр Абросимов, - это позволило им в оптимальном режиме пережить 20-ый год". Сославшись на данные налоговой инспекции, омбудсмен сказал, что примерно 10% предприятий прекратили свою деятельность. Но нужно учесть, что часть платежей по налогам, были отложены и потому закрытие предприятий может продолжиться.

Александр Абросимов, бизнес-омбудсмен
Александр Абросимов, бизнес-омбудсмен

Много вопросов по энергетике. "Правительство просило не начислять пени и штрафы за платежи, но это не коснулось бизнеса. Власть города не имеет возможности влиять на энергетиков, ситуация сложная. Поэтому начинается ли эра рассвета - я сказать пока не могу, - уточнил Александр Абросимов, - наиболее пострадавшие от ограничений в пандемию - фудкорты, у них был самый длительный период, когда они не работали. Открылись только 75% фудкортов".


Также отмена ЕНВД дала увеличение финансовой нагрузки в 4-5 раз, подчеркнул омбудсмен. "Хотелось бы больше активности законодателей - УСН у нас остался на том же уровне, в других регионах - налоговая ставка пострадавших отраслей составляет 1%, а у нас 6-7%, кроме турфирм и отелей".


Банкиры рассказали, как выдавали кредиты и увеличивали свои активы. Александр Хайкинсон, директор департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк», сообщил, что банк вместе с Опорой России замеряет индекс деловой активности - он почти вернулся к допандемийному уровню - и составляет 49,3 пунктов. Этому, в том числе, способствовала и выдача кредитов по программе ФОТ.0 и ФОТ.2.


Игорь Петров, заместитель директора департамента среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк», рассказал, что второе полугодие 2020 года в банке прошло под знаком госпрограмм. "Нам удалось предоставить поддержку 2 тысячам предпринимателей на 4 млрд руб по программам ФОТ. 2.0 и 422-ому постановлению правительства, многие кредиты выдавались онлайн. И сейчас наблюдаем оживление", - констатировал руководитель проектов.


Помощь или ловушка

Банкиров спустила на землю Лялья Садыкова, владелица сети салонов красоты "Лаки Лайк" и омбудсмен Ассоциации индустрии красоты: «Многие предприниматели из пострадавших отраслей остались за бортом помощи государства», - сказала она. "Кредитные каникулы смогли получить немногие, большинство банков относились к ИП как к физлицам и отдельных программ для ИП предложено не было.


Первый из государственных льготных кредитов - беспроцентный на зарплату - мера малоэффективная. По факту это был кредит под 70% годовых, если бы не отменили зарплатные налоги. И не все предприниматели в условиях пандемии через 6 месяцев смогли начать выплачивать кредит. По условиям обязаны вернуть этот кредит 6-ю платежами, но у многих нет такой возможности, так как свою деятельность им разрешили возобновить совсем недавно. Например, туризму. И очень печально, что банки не предлагают реструктуризацию этого кредита, не садятся с бизнесом за стол переговоров" - отметила Лялья Садыкова.


Лялья Садыкова, владелица салонов красоты
Лялья Садыкова, владелица салонов красоты

Самой нужной и эффективной мерой поддержки предпринимательница назвала ФОТ 2.0 с возможностью списания. "Но получить его, например, в нашей отрасли смогли всего 13% - то лимиты закончились, то заманивали открыть счет, но кредит не выдавали", - отметила общественный омбудсмен. Как считать сохраненную численность работников предприятий было до конца не понятно. И вместо обещанной субсидии некоторые предприниматели получили кредит под 15% , который нужно вернуть тремя платежами за три месяца. В условиях падения спроса – это нереально. Многие оказались в трудной ситуации, ведущей к банкротству. А по новой мере поддержки - кредиту ФОТ 3.0 - это не столько помощь, сколько новая ловушка для бизнеса".


Это ненормально, что предприниматели могут достучаться до банков только через СМИ или соцсети. "Давайте наконец вести предметный диалог с бизнесом за столом переговоров", - призвала банкиров предпринимательница.


Недовольные будут

Банкиры полагают, что не нужно устраивать публичные слушания, чтобы решать вопросы. Да, жесткие условия возврата, кредиты получили всего 13 % от обратившихся. "Но следует понимать, что субсидированные кредиты - это прежде всего возможность, и это не значит, что государство будет помогать всем. Всегда будут недовольные. Кредиты в банках получили сотни тысяч предпринимателей по стране. По тем, кто не справляется с выплатами, обычно решается индивидуально", - говорят банкиры.


Нет регламента на субсидию

Виктория Тишина, предприниматель из сектора легкой промышленности и владелица торговой марки Viktoria Tishina, сказала, что обнародованный только что кредит ФОТ.3 - на зарплату под 3% - это возможность для бизнеса. "Я планирую сделать перефинансирование пакета программ, которыми пользуюсь, перенаправить потоки денежных средств. Банковская система работала в кризис неплохо. Мы получили кредит на зарплату с дальнейшим субсидированием. Но хочу обратить внимания - до сих пор нет регламента получения субсидии после выплаты кредита. Обещание есть - документа нет. Большой вопрос к правительству, регламент уже должен быть разработан", - сказала бизнес-леди.


Виктория Тишина, предприниматель сектора легкой промышленности
Виктория Тишина, предприниматель сектора легкой промышленности

Предприниматель из сектора интернет-рекламы Андрей Капитонов даже не пытался получить помощь. Но он доволен тем, что фактически цифровизация экономики произошла за полгода: стало быстро и удобно работать. "Полезное из пандемии - мир ускорился. Это волчий рынок - часть бизнеса умрет. Но это естественно. Меня всегда удивляло, когда человек может брать в долг и развивать стартап на свои, он идет к инвесторам", - поделился наблюдением рекламист.


Прогнозы экспертов на 21-ый год были неутешительными: уровень потребления падает, туризма нет, бизнес должен сам просчитывать ситуации, насколько может оставаться на плаву. Александр Абросимов предложил продлить моратории: на банкротства, по сносу НТО, торговым объектам с особыми параметрами. "Также бизнес может жить и существовать без большого количества проверок - это показал 2020 год, - резюмировал омбудсмен, - мы понимаем, что государству нужно пополнять бюджет - но малый бизнес должен работать скорее не для наполнения бюджета, а для того, чтобы сохранять рабочие места".

コメント


bottom of page