top of page
Поиск
  • Фото автораLilia Agarkova

Надежда Тушакова: без потребительского спроса торговля не нужна

Как с наименьшими потерями предприятиям торговли и услуг выйти из вынужденного простоя, связанного с коронавирусной пандемией? Спросим председателя совета директоров АО "Большой Гостиный Двор" Надежду Тушакову.

Надежда Тушакова, председатель совета директоров АО "Большой Гостиный Двор"
Надежда Тушакова, председатель совета директоров АО "Большой Гостиный Двор"

- Надежда Павловна, Гостиный Двор не работает почти два месяца. Каким, по вашему мнению, может быть выход непродовольственной торговли из ограничительных мер?

- Пока никаким. Когда люди сидят дома, цифры по телевизору не радуют, как только пошли послабления, цифры увеличились (число заболевших - Ред.), люди с учетом нагнетания всей ситуации напуганы, люди, даже те, кто имел какие-то деньги, за два месяца поистратились, зарплату не получали, дотаций нет. Нам Владимир Владимирович из телевизора так красиво рассказывает, не обещает, а именно рассказывает про субсидии и дотации, но самое главное, что никто особенно и не собирается выполнять его директивы. Ну пальчиком погрозил за то, что медикам не заплатили. А вот если бы снял за это министра здравоохранения с должности, наверно, чиновничий народ бы струхнул.


Мне кажется, Путин - он президент для тех, кто сидит в правительстве. Я не вижу, чтобы у нас что-то могло измениться в лучшую сторону. Без потребительского спроса никому никакая торговля не нужна. Так же, как и другие услуги. Ну, может быть, люди пойдут волосы покрасят, так как за два месяца внешний облик у всех как-то ухудшился. Но, мне кажется, развалить легко, а хотя бы выйти на те же результаты, которые были раньше, это все непросто. По Гостиному двору - у нас есть постановление, что мы по 31 мая закрыты, дальше, видимо, еще и половину июня захватим, все зависит от того, какая будет ситуация. Но само открытие, как таковое, ни к чему не приведет. Перед пандемией у нас, и не только у нас, у всей торговли, выручка упала в 4 раза. Поэтому, пока мы закрыты, расходов меньше, откроемся - расходы вырастут. Поэтому ничего хорошего пока я не вижу.

Фактически этот год - загубленный сезон. Даже если крупную торговлю откроют в июне - сезон уже прошел. Июнь - это распродажи. Если раньше мы как-то зарабатывали за счет того, что скидки были меньше, то в этом году, это не реально. Кризис не сегодня начался, и не от пандемии, а он шел с 2014-го года и фактически никто на это не обращал внимания. С учетом своего возраста, я жила при разных руководителях, начиная со Сталина, я такая старинная женщина, и мне было ясно, что Дмитрий Медведев - фактически не премьер-министр, когда стали усиленно внедрять эти технологические новации. Мы закупали программы, ту же ЕГАИС, думали, вот сейчас уменьшится конкуренция на рынке, у нас вырастут продажи алкоголя. Но ничего не изменилось: все нагрузки несут законопослушные предприятия, а бутылки по-прежнему, несмотря на ЕГАИС, могут продавать из машины, из окна, в тех же рюмочных. Потом мы взялись за чипирование...


- Вы имеете в виду маркировку?

- Маркировка и до этого была. Вы знаете, когда я во Франции, в Италии начинаю рассказывать про наши сертификаты, они смотрят на нас как на дураков, потому что никому в мире эти бумаги, кроме нас, не нужны. Если это торговый дом с именем, у них есть все лицензии на производства. А у нас так система построена: мы не думаем, какой эффект мы получим, главное, обложить всех бумагами, выкачать как можно больше денег с предприятий. Результата нет, и нет ответственных. Грустно.

За эти 30 лет что построили в стране? Ответ: жилые дома и торговые центры. И все. Торговля в прежние годы давала 30% валового дохода в стране.

Вот вижу, магазины выкидывают просроченное продовольствие, люди возмущаются. Но для того, чтобы его раздать, нужен механизм по бухгалтерии, это не должно облагаться налогами. Когда стоит срок годности продукта, это не значит, что именно в этот день он стал несъедобным. И сегодня, когда люди на грани нищеты - а одновременно в стране уничтожается продовольствие. Оно уничтожается также из-за того, что, например, на таможне возникли какие-то трудности с какими-то бумагами. Видела, как в Краснодарском крае выкидывали мешки с луком, капустой. А что, наше правительство не думает, что для того, чтобы помочь людям, нужно создать какие-то структуры, послать машины? Может быть, организовать сбор овощей и фруктов, и затем раздать людям бесплатно, как делают в других странах? Мне кажется, что мы заблудились. Ну, не могут страной управлять бухгалтеры, налоговые инспекторы и просто юристы.


Академия Музыки Елены Образцовой
Академия Музыки Елены Образцовой

- А кто может?

- Уметь управлять - это огромное искусство. Когда президента спрашивают, ну как это, Сечин получает 3 млн в день. И он отвечает, «ну где вы такого менеджера еще возьмете?». Я диву даюсь. Не может никакой менеджер сегодня за счет государства получать 3 млн в день. Даже если сегодня не трогать фонд национального благосостояния, можно привести в соответствие с ситуацией численность чиновников, их зарплаты. Но это кому интересно? Путин - умница и он похорошел за время пандемии. Но вы понимаете, когда у президента одна красота и никакой озабоченности, это не дело. «Вы мои милые, мои дорогие, потерпите". Да сколько терпеть-то можно? Вот вы знаете, мне 75 лет, и я поняла, что я не могу прочитать свой завтрашний день. Ни свой лично, ни трудового коллектива. Вот эти 12 300 рублей. Если человек сидит дома и ничего не производит, из чего он должен получать этот оклад, кто ему его должен заплатить? Либо эти затраты должно взять на себя государство. Я считаю, что все оказались в одинаковом положении - малый и средний бизнес, коммерческие и некоммерческие организации, но доходы у всех разные. Но на сегодняшний день я не знаю ни одной организации, которая получила бы какую-то помощь, какие-то деньги от правительства. Отсрочки по налогам, по кредитам, по аренде - они ничего не дают, только погружают предприятия в долги. А в долгах предприятие легче забрать. Проблема с кадрами в России огромная, все думают только про зарплату, а профессионализм куда-то ушел. У нас не ценятся профессионалы, не ценятся люди. У нас вообще ничего не ценится.
Большой Гостиный Двор закрыт почти два месяца

- Обращались ли вы за какой-то помощью, как простаивающее предприятие, за свидетельством о форс-мажоре, может быть?

- Естественно. Мы обращались ко всем - вроде как нам отсрочили арендную плату, пока мы ее не вносили, но ни снижения налогов по зарплате, как сохраненному трудовому коллективу, ничего нам не полагается. Губернатор, или кто-то там, мог бы позвонить и спросить: "Гостиный Двор, как вы там"? Вам есть, чем платить людям зарплату? Но это никого не интересует. Все делают вид, что они решают вопросы. К сожалению, когда в стране экономический кризис, поднимать экономику должны лидеры, которые в этом понимают. Я таких людей не вижу.


-Сколько сейчас сотрудников в Гостином Дворе?

- На 1 января было 650, сейчас 600 человек работают. Сотрудники пенсионного возраста, так как правительство попросило их сидеть дома, написали заявление, я и сама сразу написала заявление. Потому что сегодня самое главное - обеспечить зарплату массовых профессий - у нас многие продавцы матери-одиночки, многодетные матери. С учетом того, что дают пособия по 3-5 тысяч - как на них можно прокормить ребенка? Это не пособия, это милостыня.


Молодые люди оказались в жутком состоянии. На биржу труда, я думаю, они не идут, во-первых, потому, что и встать туда не просто, а у них кредиты, ипотеки - им очень тяжело. Пенсионеры свою жуткую, маленькую пенсию все-таки получают и те поколения привыкли жить экономно, и еда особо теперь не нужна. А молодежи как жить? Поэтому я обратилась к ветеранам, сама первая написала заявление - и мы уступили место молодежи.

Академия Музыки
Академия Музыки

-Какие советы Роспотребнадзору, чиновникам, которые сейчас прописывают новые правила организации торговли после пандемии, вы бы дали?

- Вот в июне прошлого года мы получили документ, что всех работников надо проверить на эпилепсию. 600 рублей стоит обследование. Я послала запросы в 6 организаций, которые курируют социальные вопросы, и никто внятно мне не объяснил, почему грузчики и все должны проходить это обследование. Ну, хорошо, кассир - вдруг, упала - это ЧП. Или повар - горячая плита. Но в советское время люди с эпилепсией стояли на учете и все это контролировалось. Выпустили документ, и им все без разницы. Психиатр за 10 минут беседы - что он может выявить? Люди должны быть на учете, и им должна оказываться постоянная помощь и вестись наблюдение.

Поэтому что можно ждать от Роспотребнадзора - они помогут окончательно обанкротить бизнес. Обяжут всех провести тестирование за безумные деньги, закупить маски. Надо сейчас сделать зеленую дорогу всем, кто делает маски, кто продает. Мы хотели закупить маски в Китае и продавать, практически по себестоимости, позвонили в таможню и нам там рассказали, сколько нужно оформить сертификатов, что мы даже не стали ввязываться в эту историю. Все законы, которые принимают - делаются с целью, как-бы заработать каким-то приближенным компаниям. Люди, которые входят в списки миллионеров, они давно больны. Если постоянно думать о том, как сделать еще больше миллионов - это же болезнь, описанная Гоголем. На лучшее надеяться совершенно бессмысленно, потому что совершенно непонятно, откуда это лучшее придет.


- Какой международный опыт по выходу из ограничений вам кажется уместным в наших условиях?

- В этом году Гостиному Двору 235 лет. Я считала, что это системообразующее предприятие в торговле Петербурга. Я уже не говорю, про Академию Музыки, которую мы учредили и нам никто, особо, не помогал. Но я по натуре оптимист и так всю свою жизнь прожила. Я сейчас думаю, люди, которые уехали из страны, поступили правильно. Люди дома сидят, денег им дают, продукты привозят. Государство помогло своим гражданам везде. В Германии вот, знакомая девочка сидит дома, работает дистанционно, получает 80% оклада от государства. У нас - из какой тумбочки предприятия достанут деньги на зарплату? Вот, к примеру, Новый год и 8 марта. Это всегда в России были очень важные праздники. Но в последние годы люди практически перестали покупать какие-то приличные подарки. Тратят на них не больше 300-400 рублей. Такого не было никогда.


Я так собой гордилась, когда создавала Академию Музыки. И вот обратилась за помощью. Конечно, ей отказали, потому что Академия - не малое предприятие. Вот это деление на малый и не малый бизнес, и год основания не тот - все это только отговорки власти. Кока-кола, Макдоналдс, все продовольственные супермаркеты - не российские предприятия. Я даже Макдоналдс не хотела пускать в Гостиный Двор, потому что не хотела множить нездоровое питание. Но сейчас все они получили финансовую помощь от российского государства как системообразующие предприятия.

Меня радует только то, что у меня нет кредитов. Потому что в жизни я рассчитываю только на себя. Ситуация сегодня, повторюсь, очень тяжелая. Остановка предприятий, я бы сказала, была необоснованная. Лидеров в стране, которые могли бы принять решения для подъема экономики, пока не видно. Поднять экономику без подъема потребительского спроса невозможно.

Но БГД удачно расположен. Имея огромное количество дверей, мы имеем возможность обеспечить изоляцию покупателей друг от друга. Сокращение расходов - это путь для выживания, продумываем новые проекты и новые виды обслуживания. Мы хотим работать, к открытию мы готовы всегда.

3 689 просмотров3 комментария

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page