top of page

Про нас никто не вспомнил

  • Фото автора: Lilia Agarkova
    Lilia Agarkova
  • 21 мая 2020 г.
  • 3 мин. чтения

Торговля сувенирной продукцией не вошла в число пострадавших. А ведь в Петербурге сотни компаний и ИП занимаются сувенирами - производят их, продают. Столкнувшись с тем, что по налогам им не дают никаких послаблений, предприниматели пишут президенту, премьер-министру, губернатору и министру финансов в надежде, что их услышат.

Наталья Бондарева торгует сувенирами с 1999 года
Наталья Бондарева торгует сувенирами с 1999 года

Предпринимательница Наталья Бондарева (ИП Бондарева) представляет такую популярную в Петербурге, как туристическом городе, отрасль, как торговля сувенирами. В сезон город посещают до 10 млн туристов, и все они стараются увезти на память какой-либо сувенир.

Наталья занимается, как она говорит, сувенирами с 2006 года, а точнее, еще раньше, с 1999 года - когда она сумела пробиться к Спасу-на-Крови со своими лотками. Сейчас у Натальи три магазина - на наб. Макарова, на Гороховой и в Кронштадте - площадью от 60 м2 до 150 м2 каждый. Продает она продукцию народных промыслов, самый востребованный сувенир - матрешка, изготовленная руками российских художников, которые вручную расписывают и мастерят их по всей России - от Петербурга до Сергиева Посада и Ярославля. Присылают на реализацию свою продукцию по почте и поездом.


Торговля для туристов

"Продаем Семеновскую и Майдановскую матрешку, - говорит Наталья Бондарева, - ее с удовольствием покупают иностранные туристы, не могу утверждать на 100%, что в сувенирной торговле совсем нет китайской продукции, но последние 3-4 это стало совсем невыгодно, возить из Китая, а туризм был на подъеме и народные промыслы расцвели по всей России, в том числе в Петербурге и Ленинградской области".


Обычно торговля сувенирами плодотворно работает только летом и отчасти осенью. "Зима и весна для нас - мертвый сезон, мы сидим без денег, - рассказывает Наталья, - вот и с сейчас, с зимы никаких доходов и накоплений нет. Когда все остановили на карантин, мы думали, продержимся до 1 мая, ведь надо платить налоги, аренду и зарплату, потом как-то будем восстанавливаться". Но этого не произошло - ограничительные меры продлили до 31 мая, а в перспективе, их снятие, по некоторым данным, ожидается не раньше конца июня.


Засада с ОКВЭДами

"Самое удивительное, - рассказывает Наталья, - что непродовольственная торговля вошла в число пострадавших отраслей, а мы нет". С оквэдами такая история - Наталья хорошо помнит, что в 2006 году, когда она регистрировала ИП, выбрала код 524834 - торговля сувенирной продукцией и товарами народных промыслов. Но позже была перерегистрация кодов, на которую даже и внимания никто не обратил, и она получила основной код 47.9 - розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков, но не вошедший в список пострадавших от пандемии.

Таким образом, пишет предпринимательница президенту, ее дополнительные коды относятся к пострадавшим, а основной - нет. Поэтому никакой помощи она получить не может. И сейчас, например, нужно платить ЕНВД - 154 тысячи рублей, и в отсрочке или списании этого налога в налоговой ей отказали. Вероятно, в УФНС не слышали выступления президента о списании налогов для малого бизнеса за второй и третий квартал 2020 года. Или эти обещания еще не обрели вид документа.


"Никаких иных доходов, кроме указанной деятельности, у меня нет. В результате, у меня нет денег просто на жизнь, не говоря уже об уплате налогов", - говорит Наталья.


Удручает предпринимательницу то, что налоговая прекрасно видит все ее доходы, так как это связано с онлайн-кассами, но тем не менее никаких отсрочек по уплате налога нет.

"Хорошо хоть арендодатели пошли навстречу и дали скидку на аренду", - рассказывает Наталья. Персонал весь отправлен в отпуск за свой счет. "Не хотелось бы расставаться с продавцами, - говорит предпринимательница, - они все давно работают, знают продукцию досконально".


Мы спросили, обращалась ли Наталья за кредитом на зарплату под 0%. Обращалась, ответила Наталья, в Альфа-банк. "Банк-то хороший, - уверена предпринимательница, - но до сих пор тянут с ответом, скорее всего, потому, что мы опять-таки, не относимся к пострадавшим.

По данным Петростата и участников рынка, торговлей сувенирами занимается около 10 тысяч предпринимателей, в сезон - эта цифра возрастает до 30 тысяч.


Однобокая поддержка

"Даже в городской схеме размещения нестационарной розницы нет такого обозначения, как продажа сувенирной продукции, - говорит Янина Гришина, руководитель РОО "Содействие малому бизнесу" - есть только сезонная торговля". Есть еще разносная торговля, это тележки 2 на 2 м, их берут на аукционах за большие деньги - лоты могут быть от 200 тысяч до 5 млн рублей, люди делают неплохую выручку, рассказывает Янина Гришина.


Таким образом, туризм вошел в число пострадавших отраслей, а все, что обеспечивает туризму нормальную инфраструктуру - торговля сувенирами, общепит, прогулочные кораблики, не вошло. Например, петербургская компания "Алые паруса", - говорит руководитель РОО, - у которой основной вид деятельности "водный транспорт", прогулочные кораблики, арендует маленькие участки под торговлю своими же билетами, а также сувенирами. "Сейчас владельцу компании нужно заплатить аренду городу - 1 млн рублей, - рассказывает Янина Гришина, - никаких отсрочек и освобождения от аренды у него нет. То есть, признав туризм пострадавшей отраслью - резюмирует общественница, - помогли только тем, кто продавал путевки".


Comments


bottom of page