Известный петербургский ресторатор Александр Затуливетров открывает новый ресторан голландской кухни. Он продал свой бизнес в Камбодже и открыл бар на острове Пенанг в Малайзии.
Новый ресторан, занявший подвальчик на углу Чебоксарского переулка и канала Грибоедова, в музее Зощенко, будет называться Nachtwacht («Ночной дозор» - с голландского). В центре одного из двух залов заведения расположится копия одноименной картины Рубенса в натуральную величину, 3 x 4 метра. Вокруг нее, на некотором отдалении, установлена полукруглая барная стойка, где расположатся посетители бара. Картина будет подсвечена.
Общая площадь ресторана немного более 200 м2, стилистика заведения – типичный голландский бар с традиционной кухней. Помещение немного напоминает нору – заходишь в небольшой коридор, который далее ведет в залы с огромным сводчатым потолком.
Рубенс как часть интерьера
Заведение хотели открыть еще год назад, но решили отложить из-за копии картины, которую заказали известному итальянскому художнику Рокко Нормано. «Все вложения в интерьер и оборудование ресторана чуть меньше, чем стоимость самой картины, - рассказывает Александр Затуливетров, - нам пришлось почти два года стоять в очереди, чтобы дождаться, когда художник возьмет заказ и картина будет готова».
Ресторатор рассказывает, что с коллегами они изучали рынок копий полотен известных мастеров и узнали, что прогресс в этом виде бизнеса не стоит на месте. Впереди всех, конечно, Китай, чьи мастера могут воспроизвести копию с фотографической точностью. «Можно было повесить постер и получать удовольствие, - говорит Александр Затуливетров, - но мы решили остановиться на самом дорогом варианте. Картина должна быть такой фишкой, которая заставит людей прийти первый раз и, быть может, вернуться». Здесь же будут проходить лекции на темы голландской культуры и гастрономии.
Культура пива
«В Петербурге широко представлена бельгийская кухня и бельгийское пиво, множества фруктовых и ягодных вкусов, - рассказывает Александр Затуливетров, - но совершенно незаслуженно забыта Голландия. Пора вернуть пиву его мужскую составляющую, ведь фруктовые оттенки пива, которые так распространены в бельгийских барах, популярных в Петербурге – скорее что-то женское». Ресторатор добавляет, что он и два его партнера по бизнесу любят голландскую культуру, часто бывают в этой стране и поэтому решили остановиться именно на «голландском» ресторанном проекте в Петербурге.
«Голландская кухня у всех ассоциируется с селедкой, которую называют харринг и одновременно кухня так или иначе привязана к пиву, - говорит учредитель, - тут голландцы могут дать фору бельгийцам. И картошка во всех ее проявлениях – пюре, крокеты и фри, есть еще сосиски – рокверт, с большим количеством специй».
Со временем на входе в ресторан появится «Голландская лавка», где можно будет купить, как надеется Александр Затуливетров, санкционные сейчас товары.
Конец Камбоджи
Александр Затуливетров известен в Петербурге не только своими ресторанными проектами, но и тем, что вел бизнес в Камбодже, в свое время открыл там отель и ресторан. Но сейчас бизнес полностью продан. Почему? «То, что происходит в Камбодже сейчас, - рассказывает ресторатор, - можно назвать концом света. Гигантская экономическая экспансия Китая». Два года назад было подписано соглашение между правительством Камбоджи и Китая о создании игровой зоны в районе города Сиануквилль и других портовых городов. «Такое я видел только в Сочи перед Олимпиадой, - говорит Затуливетров, - строятся небоскребы, один за другим, в каких-то невероятных масштабах. Дома растут по этажу в день, этажей по сто. Китайцы скупают все. Не осталось ни маленьких ресторанов, ни баров».
В один из своих прошлых визитов в Юго-Восточную Азию Александр Затуливетров случайно попал на один из островов в Малайзии. «Благодаря лоукостеру «Эйр Эйша» за двенадцать долларов мы оказались на острове, который сдан в аренду англичанам на 400 лет». Это был остров Пенанг, и город Джорджтаун там - мировая столица стритфуда. «Здесь можно круглосуточно отведать русских блинов, китайских пампушек, пончиков, всего, что только можно вообразить», - рассказывает Александр Затуливетров, и добавляет, что каждый вечер город превращается в гигантскую кухню, жители улицы Рубинштейна в Петербурге только увидев это, вернулись бы к себе домой и немедленно прекратили бы жаловаться.
Так получилось потому, что недавнее цунами смыло с острова пляжи, его берега облюбовали медузы, и пляжный турист стал уходить. Тогда правительство острова решило развивать кулинарное направление в туризме и культуру стритарта. За этим теперь и едут туристы на Пенанг со всего мира.
«Совмещение индийской, малайской, китайской культуры и английского протектората создают на острове особую атмосферу, - рассказывает ресторатор, - китайские домики начала века, но расставлены они в английском стиле. Везде индийская расслабленность».
На острове Александр Затуливетров открыл бар. «Но вести бизнес здесь, в России, все равно легче», - подчеркивает он.
Нам бы Апрашку
Говоря так, он все-таки с горечью вспоминает свой опыт, полученный на петербургской улице Рубинштейна. Здесь с начала года стали закрываться ресторанные проекты, жители активно выступают против них, судятся, а фестивали встречают протестными плакатами. Александр Затуливетров закрыл свои рестораны «Варвара» и «Скобари», расположенные на этой улице, еще в январе. С декабря они подверглись атаке проверяющих органов и пережили 18 проверок.
«За этим стоит заказ, - уверен Александр Затуливетров, - это четко видно. Активистов кто-то использует. Скорее всего, речь идет о деньгах. ТСЖ нацелены получать за каждый шаг рестораторов деньги, и немалые. Общественный договор, который хотят подписать жители с рестораторами при посредничестве районной власти, по-видимому, ни к чему не приведет».
Хотя приезжавший мирить жителей с рестораторами глава Центрального района Максим Мейксин произвел на рестораторов очень положительное впечатление. «Он суперадекватный, я слушал его с восхищением», - говорит Александр Затуливетров.
Тем временем в Госдуме готовится продолжение закона Хованской, которое может доставить рестораторам и всем предпринимателям, кто работает в жилых домах, новые неприятности.
«Хованская – враг, которого можно уважать, она не может остановиться, она, видимо, запретит всем спать, - комментирует ресторатор возможное продолжение закона о запрете хостелов как запрет вообще вести бизнес в жилых домах, - Я живу на Рижском проспекте, напротив снегоплавильной станции. Кузова, грохот постоянный. Там тоже живут люди, и никто не возмущается. Закрывая бизнес, можно превратить город в пустыню».
Единственный выход – если бы Смольный отдал рестораторам и отельерам Апраксин двор, говорит Затуливетров, но там явно там какие-то астрономические деньги, раз квартал не преобразуют. В Апрашке можно было бы разместить лучшую в мире Христианию – с хостелами, отелями, ресторанными улицами и туристическими маршрутами.
Comments