top of page

Пластику дают вторую жизнь

  • Фото автора: Lilia Agarkova
    Lilia Agarkova
  • 20 нояб. 2019 г.
  • 5 мин. чтения

Артем Воловиков, основатель петербургской компании ARSKA Technologies с командой и партнерами разработали технологию и установку для переработки пластикового мусора, в результате которой можно получать нефтепродукты. Таким образом, появилась возможность выгодно очистить планету от пластика и сохранить запасы нефти для будущих поколений.


Артем Воловиков, глава ООО "АРСКА ТЕК". Фото: Архив СДП

В процессе переработки весь бытовой мусор, который даже не нужно перед этим сортировать, обрабатывается паром, сепарируется, из пластика получают нефтепродукты, органические отходы превращаются в шрот для удобрения полей, а стекло, черные и цветные металлы отделяются для дальнейшей переработки. 


«Наша технология – не единственная в мире, - рассказывает Артем Воловиков, - И слава Богу. У нас есть конкуренты. Есть крупные компании, у каждой свой подход. Особенность нашего подхода – мы нацелены на жидкий продукт переработки. Мы получаем нефть, синтетическую, мы ее как бы передобываем».


«Это проблема, которую все стремятся сейчас решить, - продолжает Артем Воловиков, - мы начинали с переработки пластика, однако постепенно поняли, что проблема не только в пластике, проблема в глобальных отходах, их накоплении. И просто перерабатывать пластик недостаточно, надо вовлекать в переработку все отходы».


Люди в перчатках


Артем Воловиков рядом с установкой по переработке пластика на заводе в штате Мичиган.Фото: архив ООО "АРСКА ТЕК" (фото публикуется впервые)


Сортировка мусора, в нашем представлении, это такое грязное производство, люди перебирают мусор вручную, можно порезаться, подцепить заразу. Разработчики нашли другу концепцию, синергию. Вспомнили, что есть технология автоклава. Ее применяли и применяют для стерилизации медицинских отходов. В автоклаве отходы стерилизуются, превращаются в относительно однородную массу. «Органическая часть гомогенизируется, была, например, банановая кожура и апельсиновая, их трудно было разделить, - рассказывает Артем Воловиков, - но в результате этой переработки органика превращается в однородную смесь, при этом это все еще смешанный мусор, я беру смесь в руку, отряхиваю ее и не остается никакого запаха. После автоклава мы получаем деодорированное сырье для дальнейшей переработки».  Полученную массу разделяем на ценные фракции: биомасса, черные и цветные металлы, стеклобой, смесь пластиков. Полимеры без дополнительного разделения деполимеризуют путем пиролиза. Смесь пластиков переводят в жидкие химические продукты, которые нужны в лакокрасочной промышленности и на топливном рынке. Из них можно делать керосиновые и бензиновые растворители и компоненты дизельного топлива.


Нашлись инвесторы

Установку по переработке твердых бытовых отходов Артем Воловиков и его партнеры уже запустили в 2018 году в США, в штате Мичиган. Сам проект денежноемкий — на запуск завода, который может перерабатывать, например, 150 000 тонн мусора в год, необходимо 2,7 млрд рублей. Прибыль предприятия может составить 700 млн рублей. Создание установки полного цикла для переработки 450 000 тонн ТКО в год разработчики оценивают в 6 млрд рублей.


Однако, последние новости о разработке компании ARSKA Technologies говорят о том, что в России тоже есть интерес к новой перспективной технологии. Недавно делегация Республики Татарстан посетила штат Мичиган с целью увидеть то оборудование, в разработке которого принимает самое активное участие петербургская компания. Хотя, Артем Воловиков подчеркивает, в Мичигане создана не вся установка, а только ее часть. Партнеры петербургских инженеров уже привлекли в разработку и отработку технологии $300 млн.


Прямая речь

Вот что Артем Воловиков рассказывает о себе сам: «Я родом из Воркуты, папа до пенсии долго работал инженером, мама — экономистом, никто из них не был предпринимателем. Я всегда думал, что у меня одна дорога - либо на завод, либо в проектирование. В школе играл в хоккей, учился в математическом классе лицея, участвовал в олимпиадах по химии, выигрывал городские, республиканские олимпиады. И в это время и проявилась моя предпринимательская жилка — покупал сноуборды и привозил их в Воркуту, развивая этот полюбившийся спорт в городе. И после Воркуты с золотой медалью приехал в Петербург и поступил сразу в три вуза. Но остался в итоге в Горном университете. Выбрал специальность, связанную с переработкой нефти, газа и углеводородов. Мне всегда было интересно химическое превращение вещества и, особенно, нефти. Ну чем еще в России заниматься? Можно говорить о том, что все уже внедрено, но все равно есть технологии, которые придут им на смену. Когда-то думали, что мельчайшая частица – это атом. Потом открыли ядро атома, Бозон Хиггса. Поэтому, кто знает, где конец. В России есть патенты, которые лежат со времен СССР. И если хотя бы 10% из них внедрить, пройти определенное масштабирование, привлечь деньги, наша нефтеперерабатывающая и химическая промышленность и экономика в целом бы изменились. Есть конкретные примеры коллег по цеху, когда брали технологию, разработанную в 70-80-ых годах. Изобретение - штука такая. Что-то изобрели, предприятие подхватит, поверит и привлечет финансирование, протащит через стены скепсиса. И есть примеры, в том числе и свой собственный, ребята начинали развивать идею, которая была рождена 20-30 лет назад, и довели до того, что технологию купила крупнейшая мировая компания». 


Путь в свой бизнес

Еще в Горном перед окончанием университета Артем Воловиков не понимал, что делать дальше – такая огромная отрасль, как в нее войти? Поработал в проектном институте. Затем на производственном предприятии, которое занималось изготовлением оборудования. «И со временем места работы, размер моего работодателя постепенно снижался, - рассказывает предприниматель, - сначала я работал в офисе на Крестовском, потом на заводе в промзоне, потом стартап по нефтепереработке. И по мере снижения размера компаний, в которых я работал, росло понимание того, что надо превращаться в работодателя. Так, в 2015 году, я пришел к своему делу». 

Постепенно компания начала брать работы на разработку различного оборудования, инженерный объем работы – рос. Артем Воловиков начал привлекать своих товарищей, одногруппников. Постепенно собралась команда. Сначала молодые инженеры работали по вечерам. «И в общем, у меня складывалось понимание, - рассказывает глава компании, - что наш профиль — это подрядные работы для крупных компаний. Расчеты оборудования, материальных балансов. И так мы познакомились с американской компанией как специалисты в своем деле. Начали вместе работать». Компания занимается вопросами переработки отходов. И, в частности, пластика. Так постепенно ARSKA Technologies стала инжиниринговым партнером этой компании. Таким образом, стало ясно, что российские инженеры делают что-то такое, что востребовано во всем мире. 


«Сейчас идет работа по инвестированию в технологию в Штатах, все средства вкладываются в развитие. Там другой подход к вкладыванию денег, - говорит разработчик, - мы каждый день следим за показателями, что выдает установка, проводим технические совещания. Осуществляем авторский надзор. Думали ли о том, чтобы переехать в США? Нет, и нашим партнерам это не нужно. Здесь сформировалась команда. Инженеры технологи, механики, конструкторы. Хотелось бы и Россию избавить от пластикового мусора».


Компания видит в технологии абсолютно определенные перспективы. «Сейчас установка уже работает и мы выходим на те параметры, которые нужны, - говорит Артем Воловиков, - и продолжаем развивать технологию, продолжаем строительство и тиражирование установки в США. Это большое производственное помещение, более 5 тыс м2, в котором расположено технологическое оборудование и своя лаборатория. В планах на ближайшее развитие строительство завода стоимостью $50 млн».


«Запуск идет постепенно, - рассказывает молодой изобретатель, - наши партнеры продолжают привлекать инвестиции. Все понимают, что они очень рискованные, на которые в России никто не идет. Я не получал финансирования от государства и российских корпораций, но надо отдать должное крупным компаниям, которые финансируют различные разработки. Хотелось бы такую установку запустить в Петербурге». 


По данным СМИ в России потребляется 5,7 млн тонн пластмасс в год. 40% этого объема составляет одноразовая упаковка. Специалисты говорят, что пока в мире не было признанной эффективной технологии по переработке пластика. К тому же такие отходы трудно сортировать. Выход видят один — производить биоразлагаемые полимеры. Но пока их нет, такая установка могла бы помочь очистить Россию от пластикового мусора.

 
 
 

Comments


bottom of page