top of page

Социальный бизнес как модный тренд

  • Фото автора: Lilia Agarkova
    Lilia Agarkova
  • 2 дек. 2019 г.
  • 3 мин. чтения

В Петербурге на форуме "Социальная экономика - 2035" обсудили возросший интерес бизнеса и общества к социальным проектам. Обсуждали также, как давать и получать гранты, какие предприятия можно считать социальными, и как перейти в более высокий класс социальных проектов.

В Петербурге уже много лет работает центр социально-трудовой адаптации инвалидов "Мастер Ок" - здесь ткут, вяжут и делают игрушки из дерева. Фото: LiveJournal.com


В университете им А.И. Герцена прошел весьма масштабный форум, посвященный социальной экономике. Пленарное заседание с интересными спикерами, круглые столы, дискуссии, мастер-классы и показы.


Первое, что хочется отметить, для форумов появилась замечательная площадка - в самом центре города - между Мойкой и Казанским собором, великолепные интерьеры старинных дворцов, настоящие петербургские гостиные для заседаний и дискуссий, где чувствуешь себя совсем иначе, не так, как в крохотных актовых залах современных зданий. Университет постепенно реставрируется, чувствуется крепкая заботливая рука ректора Сергея Богданова, которого многие в городе помнят, как декана Филологического факультета СПбГУ.


Сама тема социального предпринимательства стала очень модной, ей посвящают бесчисленное количество встреч, сами участники долго спорили, кого можно считать социальным, а кого нет. Закон о социальном предпринимательстве, принятый в 2019 году, поставил точку в этих спорах.

Согласно документу отныне к социальным предприятиям будут относиться те субъекты малого бизнеса, которые соответствуют хотя бы одному из установленных критериев.


Например, предприятие можно отнести к социальному, если оно осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно-полезных целей и способствующую решению социальных проблем. Сюда входят такие виды деятельности, как:

оказание психолого-педагогических услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечения семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства; организация отдыха и оздоровления детей; оказание услуг в сфере дошкольного, общего, а также дополнительного образования детей; оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности, оказание услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ; выпуск периодических изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Социальными предприятиями считаются так же те, которые обеспечивают занятость социально уязвимых категорий граждан.


Однако, как обсудили на треке "Экономические выгоды социальных проектов", документ будет дорабатываться, и к лету, рассказала Александра Московская, директор "Центра социального предпринимательства и социальных инноваций" НИУ ВШЭ, возможно, его дополнят другими видами социальной деятельности, охватив новые проявления социальной работы в обществе.


Немаловажный вопрос, который обсуждали на треке, был - как получить грант или субсидию на социальную работу. Чаще всего он является основным фактором старта проекта. Вопрос вызвал жаркую дискуссию. Сошлись на том, что бизнес-культура у участников рынка пока слабовата, а проекты нужно вписывать в существующие стратегии крупных компаний в отношении социального развития. Если, например, крупная компания поддерживает оперное искусство и театр, есть смысл предложить ей новые проекты именно в области культуры.


Например, у ИКЕА есть проект по сбору ветоши, значит для этой крупной компании есть смысл предлагать что-либо, связанное с переработкой отходов. Кстати, в следующем году ИКЕА открывает площадку для социального бизнеса, говорили на заседании круглого стола.


Обсуждали также, что представителей социального бизнеса, кто претендует на гранты крупных компаний, часто называют "попрошайки" и "грантоеды", говорят, что "им бы только "растерзать" бюджет". Чтобы победить эти обидные прозвища, нужно учиться говорить с бизнесом на одном языке и показывать в цифрах ценность социальных проектов для имиджа компаний и научиться подсчитывать экономический эффект, даже и не прямой.


Приводили примеры крупных социальных проектов, таких как островки безопасности для детей, поддержанные "Пятерочкой" и "Сбербанком", цифровой проект подготовки детей из детских домов к ЕГЭ, чтобы они могли поступить в лучшие вузы страны без репетиторов, или проект изменения представлений девочек об образах из глянцевых журналов, когда их показывают без макияжа. Очень важно также "упаковать" проект и правильно презентовать его потенциальному инвестору.


В Петербурге в следующем году должен появиться реестр социальных проектов. Интересно также, кто сможет в него войти. Как известно, реестр малых предприятий ведет налоговая инспекция. Кому доверят принимать решение, насколько социальный тот или иной бизнес?



 
 
 

Comments


bottom of page