top of page

У чиновников свой вклад в проблему

  • Фото автора: Lilia Agarkova
    Lilia Agarkova
  • 12 нояб. 2019 г.
  • 3 мин. чтения

Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей, призывает не пилить сук, на котором вместе сидят и власть, и бизнес. Развитие малого бизнеса в стране начнется тогда, когда власть поймет, что развитие предпринимательства - это задача государственной важности.


Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей (в центре, стоит) с коллегами на слушаниях уполномоченного по защите прав предпринимателей.


По данным американского Национального научного Фонда, за последние два десятилетия мелкие и средние фирмы разных стран мира зарегистрировали в 2,5 раза больше изобретений и нововведений в расчете на одного занятого, чем крупные корпорации. В странах с развитой

экономикой 50- 70% трудоспособного населения заняты в сфере малого бизнеса, в

России – менее 30%. Так что есть куда стремиться.


Налоговые льготы для малого бизнеса, налоговые каникулы для начинающих предпринимателей, все это предложила власть российскому бизнесу – замечательно! Но параллельно появилось множество разного рода сборов и разовых платежей: за утилизацию отходов (так называемый, «мусорный») платеж, торговый сбор и общефедеральный дорожный сбор для большегрузных автомобилей (система «Платон»), вменяемая всем субъектам предпринимательства необходимость проведения специальной оценки условий труда, и некоторые другие. Они обязательны для уплаты всеми субъектами малого и среднего бизнеса, в отношении которых предусмотрены налоговые льготы. А чем такие сборы для предпринимателя отличаются от обычных налогов? Ничем.


Изобретатели разного рода «сборов» и прочих сверхплатежей о реальных возможностях малого бизнеса не думают вовсе. В результате эти параллельно сопутствующие антикризисной программе «меры» не то, что не совпадают с самой программой, они ее обесценивают, а порой просто перечеркивают. У чиновников свой вклад в проблему. Скажем, во многих городах - и Петербурга это не миновало – под разными предлогами, несмотря на протесты предпринимателей, «упорядочивается», как говорят, или «оптимизируется» едва не до нуля мелкорозничная торговля. Зато освобождаются от конкурентов и растут гигантские торговые сети. Во всем мире это прогрессивная форма продажи самых разнообразных товаров. Но только до тех пор, пока она не становится монопольной, когда вслед за крахом мелких торговцев разоряются их поставщики, какую бы расчудесную продукцию они не выпускали.

Что нужно крупным сетям? Цена и объем. Так часто отечественной качественной продукции, выпускаемой местным малым бизнесом, просто нет места на полке магазина. Вы скажете – здоровая конкуренция? Но какая конкуренция при монопольной экономике? Тут все вершит уже другая «невидимая рука рынка»: прав не тот, кто сделает что-то лучше другого, а кто успеет первым сжить соперника со свету.


Вернемся к вопросу об «упорядочивании» мелкорозничной торговли, вылившейся в снос нестационарных объектов не только торговли, но и кафе, автостоянок. Если в них уже ведется предпринимательская деятельность, если имеются договоры, платятся налоги, созданы рабочие места, зачем же объекты сносить, даже если срок договора аренды истек? Ведь это же доходная часть бюджета! Сук, на котором мы все сидим! А если не платят – заставьте принудительно легализоваться, платить столько, сколько полагается по закону в каждом конкретном случае. Но мы практически каждый день видим отчеты комитета по контролю за имуществом, сколько и чего в городе снесли и сломали.


Предлагаю оглянуться на последние 5 лет. В 2014 году изменили правила уплаты страховых взносов для ИП, и сразу часть индивидуальных предпринимателей ушла с рынка. Изменили правила сбора налогов с недвижимости, решив рассчитывать налог не с балансовой стоимости, а с кадастровой. Поднялась ставка аренды для малого бизнеса. Для тех, кому достаточно 300 м2, она поднялась в два раза. В 2016 году ввели систему "Платон". Бизнес начал бить в набат, в закон вносили поправки, что-то меняли на ходу, и ввели хотя бы не в таком драконовском виде. И тут же предпринимателей догнал закон 2001 года о противодействию терроризму и отмывания средств, нажитых преступным путем, что вылилось в массовую блокировку счетов предприятий, никакого отношения ни к терроризму, ни к отмыванию средств не имеющих. 2019 год принес закон о запрете хостелов в жилых домах, и все, что открывали к приему гостей Чемпионата мира по футболу 2018 года, приходится закрывать. Сейчас готовятся закрыть бары в жилых домах, площадь которых не превышает то ли 20 м2, то ли 30 м2. Не поддержка малого бизнеса, а бег с препятствиями.


Наш Союз, работающий 30 лет и объединяющий в своих рядах более 1200 предприятий разной направленности, всегда отстаивал принцип разумной достаточности. Там, где можно разрешить и упростить, нужно это делать, не дожидаясь протестов. Особая надежда на нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и национальная предпринимательская инициатива", который начали масштабно рекламировать по ТВ - в его рамках открывают проект "Мой бизнес" и подотчетные ему новые центры поддержки малого бизнеса. И хотелось бы отметить, что наш Союз, как и другие бизнес-объединения, давно стали частью инфраструктуры поддержки малого бизнеса Петербурга и всегда готовы прийти на помощь разумным начинаниям правительства.


 
 
 

Comments


bottom of page