top of page

Апраксин двор: слона можно есть по частям

  • Фото автора: Lilia Agarkova
    Lilia Agarkova
  • 29 июл. 2021 г.
  • 5 мин. чтения

В Апраксином дворе, а точнее в ночном клубе Money Honey, состоялось собрание собственников помещений торговой агломерации, в которой также приняли участие руководство управляющей компании АО "Апраксин Двор", юристы и архитекторы. Тревога звучала в их рассказах - Смольный отказал стратегическому инвестору "КЦ "Питер" и передает управление городскими площадями Апрашки ГБУ "АРИК", которое уже управляет Кузнечным рынком. Нового инвестора будут привлекать через торги.

Вполне приличный рынок - как в Анталии
Вполне приличный рынок - как в Анталии

Начиная свои выступления на собрании, многие участники делились впечатлением, полученным от самого Апраксина двора, куда не все ходят каждый день, и потому тем, кто, как автор этих строк не был там с 2019 года, перемены бросились в глаза.


Если в 19-ом году оттуда хотелось выбежать с криком "ааа!..", это был настоящий Багдад, то теперь это очень похоже на вполне цивилизованный, чистый, упорядоченный рынок турецкой Анталии. Те же ровные ряды с товаром, тихие торговцы, повторяющийся ассортимент. Торгуют, в основном, платьями и китайским бельем, кроссовками, арабскими духами и почему-то очками. Прилавки оптики повторяются многократно.

Белье и трикотаж, конечно, без кодов маркировки, эта напасть обошла Апраксин Двор стороной. Люди играют в нарды, едят хычины - здесь открылись вполне современные булочные, хотя тут же разносчики кричат "кому чебурек" и предлагают всем желающим еду с рук. Заплатить можно переводом, без проблем. Часовня православной церкви, открытой еще вице-губернатором Игорем Дивинским во времена Георгия Полтавченко, оказалась закрытой, хотя по расписанию должна работать. На подходе к часовне продают в пакетиках насвай и еще какие-то порошки, но никто толком объяснить, что это, не захотел.

Фасадов зданий не видно за торговлей, галерея со стороны Садовой ул., некоторые здания выглядят так, как будто они готовы обрушиться


Здания или корпуса, как здесь говорят: часть отремонтирована и смотрится очень прилично, часть выглядывает из-за торговли ветхими развалинами. Но большую часть зданий Апраксина двора - а их 57 корпусов, как их здесь называют - не видно из-за уличной торговли. Всего в Апраксином дворе 170 тыс м2 площадей. Из них 100 тыс м2 принадлежит городу, остальное - частным собственникам. Крупнейший частный собственник - КЦ "Питер" - владелец 62 тыс м2.


Что будет дальше

А в клубе тем временем собрались эти самые собственники, их представители, юристы, девелоперы, архитекторы, предприниматели и журналисты. Повод - в июне у АО "Апраксин двор" закончился договор доверительного управления частью зданий Апраксина двора между комитетом имущественных отношений и АО. АО полностью принадлежит городу и ведет свою деятельность с 2008 года.


В ведении АО находилось более 20 тысяч м2 площадей, которые сдаются в аренду. Это 66 договоров с арендаторами. Всем им, как рассказал Сергей Дубровский, генеральный директор АО "Апраксин двор", разослано предупреждение, что их договор перешел статус неопределенного срока действия - новый договор АО на управление Апраксиным двором не разрешило заключить Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу - так велит закон. ФАС России рекомендует провести торги на право доверительного управления территорией, пояснили в ведомстве.


Когда это стало известно КИО решил передать городские помещения Апраксина двора ГБУ "Агентство по развитию имущественного комплекса" (АРИК), уже управляющего, например, Кузнечным рынком - в ожидании инвестора.


Стратегическим инвестором после ушедшего в 2018 году "Главстроя СПб" Олега Дерипаски, который хотел инвестировать в Апраксин двор 28 млрд рублей, стал "Концерн Питер" Николая Пономарева, а точнее, ООО "Инвестиционно-строительная компания "Апраксин двор", дочерняя структура "Питера".

Управляющие и собственники помещений Апраксина двора
Управляющие и собственники помещений Апраксина двора

История вопроса

Еще в 2011 году, рассказал Сергей Дубровский, генеральный директор АО "Апраксин двор", объект прошел историко-культурную экспертизу. За основу были взяты 170 тыс м2, хотя эта цифра могла быть доведена и до 200 тыс м2. Однако Дерипаска был ориентирован на 350 тыс м2 и увидев новые цифры, он, видимо, был разочарован - работы прекратились. "Главстрой СПб" тихо стоял, ожидая истечения срока договора.


Эскизный проект преобразований "Апраксина двора" сделала "Студия 44" Никиты Явейна. Согласно проекту Апраксин двор мог бы стать не рынком, а культурно-деловым пространством, где есть торговые и офисные здания, кафе и рестораны, гостиницы и даже апартаменты. Советом по сохранению культурного наследия проект был одобрен, что очень важно, подчеркнул Сергей Дубровский.

Проект могли передать стратегическому инвестору - но город этого не сделал. Тем временем,

КЦ "Питер" планомерно покупает помещения у собственников и увеличивает свою долю в Апраксином дворе. Те собственники, которые не хотят продавать свои помещения, также рассматривают возможность принимать участие в реконструкции "Апраксина двора".


Гигантомания - барьер

Но, как отметил Дмитрий Некрестьянов, глава адвокатского бюро "Качкин и партнеры", слона можно есть по частям.

"Городу Апраксин двор видится как единый объект и есть некая единая рука, которая наводит здесь порядок. Наличие единого стратегического инвестора. Главная проблема в этой ситуации - ставка на гигантизм. Это можно было делать в 1989 году, когда здесь все было городское. Городу хочется, чтобы здесь не было торговли в этом виде. Но он может идти через известные механизмы. Однако пока город, видимо, не решил, как объект будет развиваться", - сказал адвокат.


Некоторые здания отремонтированы и выглядят прилично, по-прежнему много одежды, открылись модные пекарни


"Сейчас в Апраксином дворе есть проекты от сособственников, есть стратегический инвестор КЦ "Питер" - на часть корпусов. Но по концепции города все должны строем зайти и подать заявки. Можно начать с малого - берется площадка, меняется среда. Начинают подтягиваться другие собственники. Город мог бы взять на себя благоустройство и инфраструктуру. Сейчас требуется объединяющий механизм", - высказал основные суждения Дмитрий Некрестьянов.


Иван Беркольцев, генеральный директор ООО "Концерн Питер", рассказал, что работает на Апраксином дворе с 1992 года вместе с Николаем Пономаревым. Сейчас компания своими силами отремонтировала 4 корпуса, поставила в зданиях современные лифты и эскалаторы. В управлении у компании было 10 тыс м2 и "большой арендный кусок". Сейчас пул площадей увеличился до 62 тыс м2. С частными собственниками компания ведет переговоры. 27 млн руб компания вложила в историко-архитектурную экспертизу, сделали оценку. И с 2019 года здесь, в Апраксином дворе, ничего не происходит.

Николай Потомарев планировал потратить на реконструкцию проекта 5,1 млрд руб. Но с 2018 года цены на строительные материалы и работы выросли примерно в полтора раза.

"Инвестор должен приходить с готовой проектной документацией. Стоимость проектирования за 1 м2 площади составляла 100 руб. К окончанию проектирования стоимость 1 м2 составляет уже 200 тыс руб ", - резюмировал Иван Беркольцев.

Предпринимательница Любовь Рудакова, работающая в Апраксином дворе, говорила о том, что на Садовой пустуют 20% торговых площадей - последствия кризиса, спрос сильно упал, здания ветшают, работать стало сложнее. Написали обращение к губернатору Александру Беглову.

Арабские духи - повсюду. Они, кстати, тоже подлежат маркировке. Продают здесь и красноухих черепашек. На третьем фото - перед началом конференции


Юрий Козлов, владелец ООО "Крафт", давний резидент Апраксина. "Есть эскизный проект, есть стратегический инвестор, есть собственники. Если бы преобразования начались, собственники также бы начали преобразование своих площадей. Мешает медлительность власти. На территории двора не хватает электричества, не везде есть канализация", - отметил Юрий Козлов. Если бы власть взяла на себя коммуникации, собственники сделали бы все остальное.


Владелец клуба Money Honey Вадим Лакшин сказал, что работает в 14 корпусе Апраксина двора 32 года. Видел взлеты и падения. Видел множество иностранных туристов, которые приходили сюда, и не только в клуб - он внесен во все туристические рекомендательные списки, но и просто посмотреть местный колорит. "Такие рынки есть везде - в Лондоне, Париже, Нью-Иорке", - сказал Вадим Лакшин. "Квартал 22 в Барселоне, Челси в Нью-Иорке, - продолжил представитель строительной компании "Мавис". Все сошлись во мнении, что проекту прежде всего нужна политическая воля, а ее нет.


Собравшиеся говорили также о том, что в Апракисном дворе нужны рейды не полиции и ККИ, а рейды КГИОПа - комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Comments


bottom of page