top of page
Поиск
  • Фото автораLilia Agarkova

Центробанк: инфляция будет выше цели

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании профильных комитетов Государственной Думы, посвященном рассмотрению годового отчета Банка России за 2021 год. Публикуем цитаты из ее выступления, посвященные инфляции, ценам, спросу на валюту и Системе быстрых платежей.

«В II — начале III квартала мы войдем активно в период структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса для многих предприятий.

И как Центральный банк мы прекрасно понимаем, что этот период может сопровождаться всплеском цен на отдельные товары. Поэтому инфляция будет выше цели.

И нужно понимать, что такое превышение инфляцией цели будет во многом связано не с высоким спросом, а именно с ограничениями на стороне предложения товаров, с низким предложением.

Поэтому мы не будем пытаться любыми методами вернуть ее ниже — это помешало бы адаптироваться бизнесу, для которого сейчас восстановление поставок необходимых импортных компонентов сложнее и дороже, и это неизбежно отразится на цене конечной продукции. А нам обязательно нужно пройти этот период адаптации.


Но при этом инфляция, мы понимаем, не должна стать неконтролируемой, той инфляцией, которая обесценивает сбережения и доходы людей. Поэтому мы будем проводить такую денежно-кредитную политику, которая вернет инфляцию к цели в разумные, обозримые сроки, но не слишком резко — мы рассчитываем вернуться где-то к 4% в 2024 году.


Почему мы считаем важным уже сейчас обозначить сроки возврата к цели по инфляции? На наш взгляд, рынок должен продолжать понимать, что у экономики в финансах остался якорь — это низкая инфляция — и что политика будет направлена на постепенный выход на цель по инфляции. От этого зависят ожидания по траектории процентных ставок. Мы это уже сейчас видим в ставках по ОФЗ. Тот факт, что сейчас долгосрочные ставки ниже краткосрочных, они сейчас ниже краткосрочных, говорит о том, что рынок верит в эффективность таргетирования инфляции и достижение цели по инфляции на горизонте нашего прогноза. А долгосрочные ставки — именно эти ставки нужны по инвестиционным кредитам, по ипотеке — без этого не будут снижаться. Без низкой инфляции заемные ресурсы не будут доступны. При этом искусственное снижение ставки при высокой инфляции, наоборот, снизит доступность кредита. И мы это видели на протяжении своей истории".

.....

"Население также предъявляло большой спрос не только на наличные рубли, но и на наличную валюту. И в условиях, когда поступление наличных долларов и евро в страну прекратилось, мы вынуждены были ввести лимит на получение валюты в 10 тыс. долларов. Хочу сказать, что 90% счетов граждан не превышают эту сумму. То есть мы защитили интересы основной массы валютных вкладчиков. Все, что сверх этой суммы, с валютных счетов и вкладов можно получить в рублях по валютному курсу на день выдачи".


"Следующее направление — чтобы помочь банкам адаптироваться к новой ситуации, мы ввели временные регуляторные послабления. Вы знаете, мы и раньше, в кризисы 2014 и 2020 годов, использовали такие послабления, чтобы дать возможность банкам не предъявлять сразу требования к своим клиентам — предприятиям, гражданам — и адаптироваться к этой ситуации. Но сейчас послабления беспрецедентны по охвату, что адекватно масштабу проблем, с которыми мы столкнулись".


"Все платежи по картам внутри страны обрабатываются уже семь лет, и поэтому уход международных платежных систем, таких как Visa и Mastercard, если семь лет назад это была бы большая проблема, я напомню, тогда 90% карты были Visa и Mastercard и все они обрабатывались за рубежом, сейчас они обрабатываются здесь. Поэтому их уход был практически бесшовным по внутрироссийским платежам. Также активно используется карта «Мир», и мы, я уже говорила, работали с другими странами, в 10 странах применяется карта «Мир». И эта работа будет продолжаться, но, конечно, здесь многое зависит от того, как партнеры будут готовы к приему этих карт. Мы в основном работали по тем направлениям, куда идет наш туристический поток.


У нас несколько лет была мощная тенденция к увеличению доли безналичных платежей. Семь-восемь лет назад было 30 на 70, сейчас наоборот — 75 на 25 (75% — это безналичные платежи). И нам важно, чтобы в экономике сохранялись стимулы для безналичных платежей, без всяких, знаете, «извините, терминал сломался», как это бывает. Поэтому мы ввели временное ограничение на эквайринговые комиссии по социально значимым товарам и услугам. Будем смотреть, как эта мера работает, потому что у нее есть последствия, когда банки закрывают программы кешбэка и так далее. Будем смотреть внимательно.


Основным инструментом снижения издержек для бизнеса стала Система быстрых платежей, вы помните, как мы ее активно развивали. Там комиссии для бизнеса в полтора-два раза ниже эквайринговых. И сейчас мы видим в этой новой ситуации, что банки стали действительно активно предлагать, внедрять эту опцию. За последние полгода количество операций по оплате товаров и услуг через СБП сильно выросло (мы начинали, правда, с низкой базы) — в 6,5 раза. На наш взгляд, важную роль здесь сыграла правительственная программа, которая компенсировала расходы малого бизнеса на прием оплаты через СБП".


Источник: Центробанк

57 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page