Интервью с Ляльей Садыковой, общественным омбудсменом Ассоциации индустрии красоты, владелицей сети салонов красоты "Лаки Лайк" и парикмахерских "Бигуди" о том, как чувствует себя сектор в Петербурге после выхода из пандемии, какое будущее ждет отрасль на фоне роста числа самозанятых парикамахеров и мастеров маникюра, а также какова вероятность появления агрегатора Яндекс Стрижка.
- Лялья, вы, как общественный омбудсмен, чувствуете настроение в сообществе после выхода из пандемии. Что можете сказать по поводу численности активно работающих салонов, сетей салонов? Сильно она уменьшилась за истекший год? И сколько в городе самозанятых мастеров в секторе?
- Такой статистики нет (по данным геоинформационной системы 2 ГИС в Петербурге 7561 салон красоты, 5422 парикмахерские и 4761 студия маникюра - Ред.). По России в Ассоциации состоит 11 тысяч салонов красоты. Но после пандемии многие из салонов закрылись, в частности ушли с рынка все моно-студии в торговых комплексах, которые располагались на островках. Сети сократили количество адресов. Самая актуальная проблема как всегда - клиенты и кадры. Но сейчас эти проблемы особенно обострились. Мастера из регионов, которые приезжали в Петербург работать, как в стабильный город, вернулись в свои города, и теперь возвращаются очень медленно. Клиенты никуда не делись, но стали обслуживаться значительно реже. Число самозанятых может знать только ФНС. Но они уже стали настоящей проблемой для отрасли.
- А что именно нарушило в отрасли их появление?
- Если после прошлых кризисов индустрия красоты восстанавливалась легко, сейчас это сложнее, не только по причине того, что рынок динамичен, а по причине того, что появилось очень много нововведений, которые по сути разрушают рынок, те же самозанятые. Идет пропаганда, что все у нас могут быть предпринимателями, при этом государству выгодно, чтобы не было безработных, а были все у нас, например, также самозанятые. А какие подводные камни есть в своем бизнесе, не говорят. Бизнес на красоте кажется быстрым и легким - купили базовые инструменты, прошли недельные курсы и уже «профи» с ножницами в руках, если вы самозанятый, никто не придет с проверкой. Выйдете хотя бы из тени, говорит правительство, потом разберемся. Но должны ввести какие-то нормы - ведь речь идет о здоровье населения. Но можно работать вообще без всякого статуса - штраф за незаконную предпринимательскую деятельность всего 500 руб. Мое мнение, что нужно уравнять ИП и самозанятых в отношении проверок, условий ведения деятельности.
-Слышала много историй, когда девушка сидела в офисе, закончила курсы и открыла свой кабинет и теперь зарабатывает на маникюре 150 тыс в месяц.
- Частные мастера снимают квартиры на двоих, троих, и открывают кабинеты, «квартирники» маникюра и стрижки. Особенно это получило распространение в пандемию, когда были закрыты салоны и парикмахерские. Законом о самозанятых нас откинули на 20-30 лет назад. Я помню, в советское время были, например, стоматологии в гаражах или кухнях. Приходишь в частную квартиру и на кухне стоит стоматологическое кресло, и тебе лечат по блату зубы. Вот такая же ситуация сейчас в индустрии красоты. И это массовое явление, к сожалению.
Самая острая проблема сейчас в салонах красоты - удержать персонал. Как салонам в настоящих условиях не дать мастерам уйти в самозанятые?
- Лояльных удерживать не нужно, а не лояльных вы не удержите ничем. Так было всегда, но в пандемию проблема стала острой. У нас работало много мастеров из регионов - из Нижнего Новгорода, Тулы, Новороссийска. Часть уехали, в общем 10% персонала мы потеряли. Возвращаться они пока не торопятся, так как идут разговоры о третьей волне пандемии. Но с другой стороны ко мне в пандемию подходили мастера и говорили, только платите аренду за помещение, удержите его, мы как-нибудь продержимся на гречке, детям в школе дают пайки, только бы нам было куда вернуться. Удержать персонал и не дать мастерам уйти работать самостоятельно всегда было проблемой - я знаю салоны, которые открывались за 20-30 млн и, тем не менее, бизнес-модель не выстреливала, все дорогое оборудование затем продавалось на Авито именно потому, что не нашли персонал.
Какие риски для рынка вцелом несут мастера-самозанятые или даже те, кто работает без регистрации в кабинетах небольших деловых центров, квартир в апарт-отелях и жилых домах?
-Клиентов к ним силой никто не гонит, это личный выбор клиентов, риск и ответственность также на клиентах. И этому явлению не один год. Так было и будет. На мой взгляд, запреты ни к чему. Нужно просто уравнять в условиях и ответственности самозанятых и традиционные салоны. С 1 апреля вступает в силу федеральный закон от 31.07.20 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ". По положению этого закона предметом проверки госорганов будет в том числе "оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований норм и правил...", то есть, возможно, начнут проверять и самозанятых.
Будете ли вы привлекать самозанятых в вашу Ассоциацию?
- У нас нет ограничений, мы всех принимаем, кто связан с индустрией красоты: ИП, ООО и самозанятых, обсуждаем общие проблемы.
Можно ли такому мастеру вырастить бизнес, начав с походов по домам клиентов?
- Примеры есть, и успешные, и не очень. У нас есть история - была девушка мастер по шугарингу, зарегистрировалась самозанятой, а после пандемии она уже решила, что ей тесно, скооперировалась с коллегами, зарегистрировала ИП и открыла в Мурино свою студию красоты. Но это не массовое явление. Всегда были мастера, которые уходили из найма и открывали свое дело. Это как Колесо Сансары - мастер уходит на квартиру - потом ему тесно, хочется сервиса для клиентов и заботы администратора, снимает место в салоне в аренду, но это все не по его правилам, и, наконец, он открывает свой салон. Есть мнение, что такие руководители салонов - самые жесткие руководители.
Где они берут деньги?
- По-разному, кто-то открывается на деньги мужа, кто-то на деньги инвестора, кто-то берет кредит или продаёт единственную квартиру, веря в свой бизнес-проект. От нас ушел мастер с клиентской базой, 2,5 года пытался развивать салон, и закрылся с долгами и убытками. Мне кажется, предпринимательство - это способности, либо они есть, либо их нет. И прежде всего - это желание и возможность брать на себя ответственность.
А у вас когда наступил момент открыть свой салон красоты?
- Я начинала во времена, когда это было проще, не было такого количества салонов и как таковой конкуренции. Открыла свои первый салон в 2004 году, поработав до этого и в Макдональдсе на Рубинштейна, и крупье в Конти-групп, и менеджером в "Лукойле". Аренда была 12 000 рублей и 500$ понадобилось на запуск салона. Идея с салоном пришла моей подруге, соседке по комнате в общежитии: давай откроем свой бизнес, а какой? - самое простое - стричь людей, взял ножницы и стриги. Будем стричь волосы и деньги. Помещение нашлось быстро. Поставщик материалов помог найти персонал. Хотя самые первые закупки материалов делали на Апрашке. До сих пор помню лак «Прелесть». До открытия салона я и сама была частым клиентом салонов. Но этих знаний не хватило и я благодарна Елене Николаевне Велюге (академия МАЙ) которая была моим первым наставником в красивом бизнесе. В 2006 году у меня уже была сеть из 6 салонов. Развивалась сеть благодаря заёмным средствам в банках. В 2008 году попала в передрягу с долларовым кредитом из-за девальвации, пришлось гасить совсем другие суммы. Сделала вывод - кредит берём только в той валюте, в которой зарабатываем. В этот момент салоны "Бигуди" работали в гипермаркетах "Лентах", их было 6, и в кризис 2008 года я приняла решение, что вместо салонов будут эконом-парикмахерские, и мы опустили ценник стрижки до 250 рб - с 990 руб, клиент пошел потоком, сменился, конечно, состав мастеров, но это нам помогло удержаться. И это было в тот момент единственное правильное решение.
А ваш салон "Лаки Лайк" как появился?
- В 2014 году появился тренд на маникюр, и появился гель-лак - он перевернул всю нашу индустрию, все узнали, что качественная услуга ухода за ногтями может быть недорогой - есть такой московский салон NAIL SUNNY - они построили потоковую бизнес-модель на маникюре. Там услуга стоила около 900 руб, а здесь - 2 тысячи. Мы изучили эту бизнес-модель и начали зарабатывать на ней. Сейчас три салона "Лаки Лайк" и 10 парикмахерских "Бигуди".
Почему бы вам не открыть производство гель-лака и зарабатывать на этом?
- У меня был опыт производства волос для наращивания, был опыт дистрибуции ресниц. Одна из партий волос из Китая пришла бракованная - это целый контейнер. Контейнер волос поставил точку на моем желании быть производителем. Так что производить гель-лак, продавать его - это другой бизнес, а чтобы чем-то заниматься успешно, нужно погрузиться в дело с головой.
Какая самая востребованная процедура и как процентном отношении распределяются самые доходные услуги?
- В эконом-сегменте - это мужская стрижка, она занимает 80% всех услуг. В салонах классом выше - у кого-то косметология, у кого-то услуги парикмахерского зала: стрижка, окрашивание волос. Зависит от специфики салона.
Спрос на услуги красоты восстановился?
- Нет. Общаясь с коллегами, вижу, что например, у кого-то 3 адреса восстановились, а два - хоть закрывай. В то же время нет мастеров, сокращен штат. Чиновники нам говорили, что из-за пандемии у нас будет отложенный спрос, и все пойдут в конце концов получать услуги. Но подстричься клиент может один раз в месяц, он не будет стричься каждую неделю даже если не стригся до этого три или четыре месяца. Спрос будет восстанавливаться вместе с ростом доходов населения. В общепите легче - клиент может в одном месте позавтракать, в другом - пообедать, в третьем - поужинать. Но маникюр он все равно будет делать раз в 4 недели.
Какой выход из ситуации с мастерами вы видите?
- Рынок расставит все по своим местам. Если не придет какой-нибудь агрегатор типа "Яндекс. Стрижки" и не угробит рынок, как в ситуации с таксопарками, то все будет хорошо. Понятно, что государству удобно контролировать одного крупного оператора, чем тысячи мелких. Я не боюсь конкуренции, я боюсь, что в отрасли появится агрегатор.
Из чего складываются расходы салона красоты? Какая самая большая статья расходов?
- Здесь все просто и сложно одновременно. Основные расходы: аренда, зарплата, реклама, материалы и налоги. Пропорции опять же зависят от спецификации салона.
Доходы: от чего зависит доходность салона и как можно увеличить средний чек?
- Звучит банально, но это так: чтобы зарабатывать, нужно увеличить трафик или средний чек. Каждый выбирает свой путь. Трафик вроде проще и понятнее, но дороже. Средний чек - сложнее. Но кто сумел, тот и зарабатывает. Стандартный совет по увеличению среднего чека - кросс-продажи. Вроде это просто, но не все этим занимаются. Это когда парикмахер рассказывает про мастера маникюра, мастер маникюра про косметолога. Это командная работа. Но надо помнить, что мастера между собой всегда конкуренты. Каждый борется за клиента и внутри одного заведения.
Открытие новых точек: когда вы понимаете, что нужно открывать новые точки? И благоприятный ли сейчас период для новых открытий?
- Открытие нового заведения - это всегда риск. Нет правильной формулы. Нет правильного времени и места. Масса примеров успешных кейсов и неудачных. И это не только салонов касается. Есть, например, план по обороту - если мы вышли на него, то значит можно расти дальше. Если нет, то работы и на этом адресе ещё много. Мы открыли один салон сразу после пандемии, но это отложенное открытие. Договор был заключён ещё в январе 2020 года. Наши ожидания и планы не оправдались. Более того в феврале этого года собственник продал это помещение и у нас сменился арендодатель.
Какой главный тренд бьюти-индустрии в Петербурге в 2021 году?
- Главный тренд в 2021 году - победит выживший! Но для этого нужно выжить. В этот кризис все бизнесы были серьезно проверены на лояльность коллективов. Мне в этом плане повезло. Я очень благодарна своим сотрудникам!
Сколько зарабатывает мастер маникюра?
- Мастер получает % от выручки. Если нет потока, он может сидеть на зарплате 5-7 тысяч рублей, пока не наработает клиентов. А кто-то выходит уже через месяц на доход 40-50 тысяч. У нас отрасль со сдельной оплатой труда.
Есть надомники они же самозанятые, у которых цены в разы могут быть выше, чем в салоне. У большинства ошибочный стереотип сложился, что дома дешевле. Зачастую работают дома мамы с детьми, "пока ребенок в садике", чтобы регулировать своё рабочее время или пока в декрете как дополнительный доход к пособию.
Собираетесь своих детей приучать к бизнесу?
- Думаю, что зависит от самих детей. Старший, ему 13 лет, у меня скорее математик, но уже сейчас я вижу, что он не предприниматель. Но тот, которому 7 лет, когда нас закрыли, живо интересовался бизнесом мамы, и спрашивал, почему это президент сказал, мы должны платить зарплату, если мы закрыты? И с чего мы будем платить? Он спрашивает, сколько мы платим за аренду, сколько мы платим налогов. Интересуется зарплатой сотрудников, все ли вакансии закрыты?
У вас один бизнес, только в секторе красоты?
- Основной бизнес, да. Но за плечами и 6 лет в туризме в качестве соучредителя и руководителя. Наша компания была одним из лидеров на рынке, но 2014 год внёс свои коррективы.
Ну и проект для души - это роды в Америке без посредников “USA4BABY”. Это совместный проект с подругой, которая также, как и я, рожала там. Вот уже 5 лет мы даем консультации на эту тему.
И кто в основном Ваши клиенты?
- Много жён членов бизнес-клубов, жены чиновников, в основном те, у кого есть возможность, так как это не дёшево. Но есть и библиотекари, девочки рожающие в кредит, когда их спрашиваешь зачем - слышим в ответ: это моя инвестиция в будущее ребенка. Это единственное, что я могу ему сейчас дать. За пять лет больше 250 женщин родили с нами в Америке, и их ребенок стал по закону этой страны американским гражданином.
Comments