У 26-летней Анастасии Исаенко полтора года работала йога-студия, а сейчас свыше 500 тысяч рублей долга за аренду и по кредиту, нет доходов, имущества и клиентов, судебным приставам нечего арестовывать, а банкротство уже в процессе. Как все-таки можно было устоять в пандемию начинающему бизнесу?
Студию Anatomy&yoga на Гороховой около 2-х лет назад открыла Анастасия Исаенко, предприимчивая девушка из Алма-Аты, выпускница Гуманитарного университета профсоюзов. Начинала она вместе с подругой, позже, когда их студия хатха-йоги раскрутилась, Анастасия выкупила долю подруги, которая ушла в другой бизнес. Опыт преподавания йоги у Анастасии был со времен Алма-Аты. Она арендовала помещение на Гороховой, у частного собственника, 160 м2, на два зала, пригласила несколько преподавателей, составила расписание, настроила рекламу, зарегистрировала ИП своего имени и начала работать - привлекать преподавателей со своими группами, а также приглашала в группы новых занимающихся через социальные сети - были созданы группы в ВК и Инстаграме. Занималось в студии примерно 100 человек.
Бизнес пошел, занимающиеся прибывали, для организации и развития студии Анастасия взяла кредиты, потребительские, отдавала их из тех денег, что зарабатывала. Успели проработать несколько месяцев и тут пришел карантин - в марте 2020 года занимающиеся уже перестали ходить, а потом студии йоги, как и весь фитнес, закрыли.
"В марте мы ушли в минус, - вспоминает Анастасия Исаенко, - в середине апреля нас закрыли и до лета мы не работали. Занятия по Зуму не давали окупаемости. Индивидуальных занятий было мало. Расходов получалось 85 тыс руб в мес, а с коммуналкой - 100 тыс руб. Арендодатель в связи с карантином снизил аренду на 50%, но долги продолжались копиться. Летом открылись, но надо было сразу платить за аренду 100 тыс руб и вкладывать в развитие, однако лето разочаровало. "Лето не сезон для йоги, - говорит Анастасия, - многие все еще в отъезде, работают удаленно, и тут столько расходов, а сборы существенно уменьшились".
И вот он долг - 500 тысяч рублей. "Чтобы заплатить долг хозяйке, я взяла кредит, - рассказывает Анастасия Исаенко, - на закрытие процентов пришлось взять еще один потребкредит. На ИП коммерческий кредит не давали, не хватало стажа. Какие-то деньги давали знакомые".
Сейчас Анастасия хочет попробовать оформить внесудебное банкротство. В Петербурге у нее нет имущества - она живет на съемной квартире. Надо искать работу, но зарплата по требованиям банков должна быть больше 100 тыс - тогда есть шанс выплатить долг. Найти такую работу сложно.
Фитнес, к которому относится йога, не вошел в список пострадавших отраслей от пандемии коронавируса. Снижение страховых взносов с 30 до 15% она получила как и все субъекты МП, получила также два раза субсидию от налоговой. Но взять субсидированный кредит под 2% - для этого не хватило стажа, получить займ Фонда содействия кредитованию - его дают на число сотрудников, а в ИП сотрудником была одна Анастасия - также не вышло.
"Жаль не столько бизнес, сколько комьюнити, которое сложилось вокруг студии, - говорит Анастасия, - до карантина мы шли в хороший плюс, люди приходили. Бизнес наш был явно некоммерческий, социальный. Даже при высокой конкуренции у студии было свое место на рынке Петербурга. Обычно в фитнес центрах с тренерами работают по схеме 70:30, у нас было 50:50, поэтому студию тренеры любили и приводили учеников".
"Свое дело плюс" попросил эксперта фитнес-индустрии высказать свое мнение:
Наталья Борулько, глава представительства Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (АОФИ):
"Во-первых, аренда - 85 тыс руб - для йога студии - это очень много. Я бы начала с оптимизации аренды сразу после пандемии. Также надо понимать, какие и как велись переговоры с арендодателем, частные собственники, знаю, часто не шли на уступки по предоставлению арендных каникул. Если это так, то из этого помещения надо было уходить. Не больше 60 тыс руб аренд для таких студий - это оптимальный вариант.
Какой ОКВЭД был у ИП? Любая йога студия могла и может работать под ОКВЭД фитнес-центров 93.13, мы как раз данный код успели включить в число пострадавших. А с малым составом сотрудников, действительно, было сложно получить кредит, еще и имея потребительский, банки рассматривают это как дополнительная нагрузка.
Я бы договорилась с арендодателем о выплатах и нашла другое помещение, чтобы сохранить базу. Или даже взяла бы не аренду целиком, а какие-то часы в фитнес-клубе или студии. В районе Сенной есть такого рода помещения. Также надо пересмотреть стоимость абонементов, и зарплату тренеров".
Частая история
"Это частая сейчас история, - говорит Татьяна Бородаенко, основательница старейшего в Петербурге "Йога Айенгара Центра", - многие студии ушли с рынка. Чаще всего причины - долги по аренде и долги по зарплате. Что нужно делать, чтобы этого избежать? Нужно зарплату платить вовремя и иметь запас средств, не жить с колес, без этого у нас бы тоже ничего не получилось. Мы всегда откладывали. У нас были две студии и одну мы в пандемию закрыли.
Арендодатели - одни пошли на уступки, а другие сказали - нет, не скинем, привели свои аргументы. Я поняла, что вести переговоры бесполезно, и на следующий день увезла оттуда весь инвентарь. И сейчас мы работаем в одном зале. Жду, когда наступит более стабильная ситуация, и откроем второй зал. Действовать надо было решительно и быстро. Было же понятно, что карантин продлится не один день. А брать кредиты в такой нестабильной ситуации - опрометчиво. Нам онлайн-занятия, хотя на них ходили совсем не все занимающиеся, экономически помогли - мы смогли платить коммунальные расходы, услуги бухгалтерии", - говорит Татьяна Бородаенко.
Чаще звоните на горячую линию
Юрист Общественного совета по развитию малого бизнеса при губернаторе Петербурга Юлия Чарноцкая считает, что предпринимательница могла обратиться в Общественный совет или на горячую линию. "Если у ИП ОКВЭД отнесён к пострадавшим, то владелица студии могла претендовать на отсрочку по арендной плате. Или, полагаю, согласовать более существенную скидку по аренде чем 50%. Ресторанам по 80% предоставляли. С частными собственниками работали по снижению аренды в соответствии со ст. 19 98-ФЗ", - говорит Юлия Чарноцкая.
Comments