top of page
Поиск
  • Фото автораLilia Agarkova

Театральные костюмы рождаются в подвальчике на канале Грибоедова

Маргарита Молчанова уже 37 лет шьет балетные пачки, а в качестве владелицы собственного бизнеса - последние шесть лет - театральные костюмы для практически всех театров Петербурга, в том числе, Мариинки, Театра балета Бориса Эйфмана, Академии русского балета и многих других. В штате ее ООО "Авантаж" всего 6 человек, но они творят чудеса, и не сорвали еще не одну премьеру в городе. В год предприятие шьет 500-600 театральных костюмов.

Елена Родэ, главный технолог предприятия и Маргарита Молчанова, владелица ООО "Авантаж" в цехе своего предприятия
Елена Родэ, главный технолог предприятия и Маргарита Молчанова, владелица ООО "Авантаж" в цехе своего предприятия

В помещение на канале Грибоедова, неподалеку от Мариинки, ООО "Авантаж" переехало совсем недавно. Здесь в таком истинно петербургском подвале площадью 350 м2 с входом прямо на канале шьют костюмы практически всем петербургским театрам. Вот недавно ООО "Авантаж", который, на самом деле мало кто знает, но зато все театральные художники и даже режиссеры знают Маргариту Молчанову и Елену Родэ, которая главный технолог и правая рука владелицы - она отвечает за таймменеджмент, за качество, словом за то, чтобы костюмчики сидели как надо, были доставлены на примерку и затем сданы артистам вовремя и за то, чтобы носили их, а значит и играли на сцене, с удовольствием.

Старт в Театре оперы и балета им. Кирова

Карьера Маргариты Молчановой начиналась в мастерских Мариинского, тогда Театра им. Кирова, куда она в 1984 году пришла 18-летней выпускницей швейного училища. Быстро всему научилась и затем работала в мастерских Мариинского.

"Самое сложное - это балетная пачка - я шью их уже 37 лет, - рассказывает Маргарита Молчанова, - пришла к наставнику. Все забудь, сказала мне наставник, и начинаем заново. Потом стала обучаться крою. Проработала там до 2014 года и открыла свое предприятие по пошиву театральных костюмов", - рассказывает Маргарита Молчанова.

Первым заказчиком был Мариинский театр, для театра силами трех человек сшили 30 костюмов. Начинали с небольшой комнатки в 56 м2.


Из последних работ - сделали костюмы для спектакля Театра Бориса Эйфмана "Страсти по Мольеру" - рассказывает предпринимательница, - две трети костюмов шили здесь, одна треть - была изготовлена в самом театре".


Спектакль "Цыганы" Пушкинского центра
Спектакль "Цыганы" Пушкинского центра

Последние заказы для ООО "Авантаж" - и для "Токио балета", Академии им. Вагановов, Михайловского театра, Пермского театра оперы и балета, Ростовского, Петрозаводского.

И все это силами шести человек, но когда приходит большой заказ - приглашают по аутсорсингу примерно 30 швей, и других мастеров.


"Театральному пошиву ведь в России никто никто не учит, - говорит Маргарита Молчанова, - берем бытовых мастеров и переучиваем. В работе у нас не бывает выходных, мы зависим от премьер и главное в нашей работе - выполнить заказ вовремя. Они не выходят отсюда. Найти хороших швей очень трудно".

К разговору присоединяется Елена Родэ, художник-технолог компании. Елена отвечает за взаимодействие с художниками-постановщиками театров, подбор и закупку тканей, согласования эскизов и составление технического задания.


Как рождается костюм

Закупка тканей происходит очень просто - Елена едет по магазинам, оптовым складам и подбирает материалы. Ошибиться нельзя, особенно с цветом. Что-то заказывают в интернете. Но ткани лучше видеть не только на мониторе компьютера, их нужно видеть и даже пощупать лично, поэтому отрезают кусочки тканей и показывают автору эскизов. Простые ткани - бязь, тик - заказывают в интернете. Цвет - очень тонкий момент. Все люди по разному видят цвета. Художник-технолог в итоге и отвечает за цвет и качество материалов.


Маргарита Молчанова шьет пачки уже 37 лет
Маргарита Молчанова шьет пачки уже 37 лет

Изготовление одного театрального костюма обходится в 50 тысяч рублей. Самый дорогой костюм у "Авантажа" за эти шесть лет был на 90 тысяч. Театры же, когда получают грант - сразу бегут заказывать костюмы, хотя бы 5-6 штук.


"Но на самом деле костюм может стоить гораздо дороже, - поясняет Маргарита Молчанова, - но мы стараемся минимизировать издержки. На Западе все иначе - там балетная пачка там стоит только 2 тысячи долларов. В театрах очень ценится ручной труд, а в театральных костюмах - 90% ручной труд. Это индивидуальный пошив - а не фабрика. Мы не кроим настилом. И в оборудование мы постепенно вложили до 1 млн рублей", - рассказывает владелица компании. Но самая затратная часть бюджета предприятия - это работа, говорит Маргарита Молчанова.


Тонкости ремесла

Бывает, что утвердить эскиз костюма у театрального художника и режиссера бывает трудно, говорит Елена Родэ. Например, Борис Эйфман - глубоко творческий человек и ему надо видеть костюм сразу целиком. Поэтому без его личной подписи эскизы костюмов в работу не принимаются.

Балет "Коппелия" Академии Русского балета
Балет "Коппелия" Академии Русского балета

Далее работа переходит к мастерам. Мастеров на работу подбирают очень тщательно и обучают сами. "По человеку сразу видно, есть у него желание работать, учиться, или нет, - говорит Елена Родэ, - если есть, его можно брать. Здесь сделка. Если сотрудник работает быстро, качественно и без переделок - он может хорошо заработать". 12 месяцев составляет гарантийный срок костюма, если костюм разлетается по нашей вине, говорит мастер, - мы шьем его заново. Но такого пока не было.


К премьерам театры заказывают от 3 до 300 костюмов. Например, к премьере того же балета "Страсти по Мольеру" изготовили 250 костюмов, премьеру переносили из-за пандемии, но все равно на работу ушло полгода без выходных. Когда сроки поджимают, швеи и конструкторы не уходят домой, а спят прямо на рабочем месте. Костюм начинается с того, что "с Маргаритой его вместе разрабатываем, думаем и затем доносим мысль до закройщиков, портных".


Экономика и аренда

"Не могу сказать, что у нашего бизнеса особо высокая рентабельность, - говорит Маргарита Молчанова, - но заработанного хватает, чтобы заплатить за аренду и иногда покупать новое оборудование, ткани, и конечно, платить налоги и зарплату". На закупку тканей уходит 30% предоплаты заказа. Накладные расходы составляют 45% - в них и надо уложиться.


Один костюм в производстве обходится в 50 тысяч рублей
Один костюм в производстве обходится в 50 тысяч рублей

Несмотря на то, что ООО "Авантаж" делает такое большое и значимое дело для культурной жизни города, аренду от города получить очень трудно, говорит владелица компании. Но арендодателями - частными собственниками они довольны: в этом подвале стоят насосы, которые спасают от подтопления, наводнения - помещение прямо на наб. канала Грибоедова. "Прошлые арендаторы жаловались на влажность, раз в неделю бегали с ведрами, - говорит Маргарита, - но теперь все в порядке, и арендодатели постарались и мы тоже сделали небольшой ремонт". За аренду 350 м2 платят 90 тысяч рублей в месяц.


Место очень устраивает руководство ООО "Авантаж". "Если бы мы были обычным швейным предприятием, нам все равно было бы, в какой промзоне сидеть, но здесь к нам приходят на примерку артисты". И Елена и Маргарита начинают вспоминать, кто приходил: Екатерина Шиманович, Лев Арндт, Иван Аскорбин, Надежда Гончар, и многие другие. Возможно, скоро заглянет Николай Цискаридзе - Академия русского балета, которой он руководит, входит во вкус и заказывает костюмов все больше.


Вдохновляясь Достоевским
Вдохновляясь Достоевским

Рынок и взаимопомощь

На рынке театрального костюма в Петербурге кроме ООО "Авантаж" работает еще и заслуженное старинное предприятие - мастерские "Возрождение". Компании не конкурируют, а дружат, соединяют свои мощности, как, например, сейчас совместно шьют костюмы к спектаклю "Мальчик у Христа на ёлке". Премьера спектакля - 1 июня. "Без работы не сидим, в год обычно получается изготовить 500-600 костюмов. В прошлом году шесть месяцев у нас вылетело из за пандемии", - говорит Маргарита.


Лишь бы костюмчик сидел

"Если мы хоть один костюм сделаем плохо, в Петербурге театральный мир маленький - и об этом сразу узнают все. Тем более, костюмы заказывают надолго, в Мариинском в некоторых костюмах танцуют с 1957 года, - рассказывает владелица компании, - но идет постоянное обновление костюмов, формируются новые потребности. Поэтому мы каждый день учимся сами вместе с нашими сотрудниками, а курсов театрального костюма в России нет".


"Так как мы все делаем сами, нужен постоянный контроль. Например, собираешь костюм, и он не сидит - с кого спросишь? Была ситуация, мы зашивались, и брали надомников. Взял такой надомник сшить 5 костюмов и я вижу, что работа плохая. Поэтому я не люблю надомников, - говорит Елена Родэ, - мы по сто раз в день проходим через цех и все видим - контроль все время".


В планах - развиваться, открыть цех по изготовлению головных уборов, может быть, обуви - сейчас это заказывают на стороне. Присмотреть новое недорогое помещение, если город вдруг поможет. Находить и воспитывать новых мастеров.


По данным геоинформационной системы 2 ГИС в Петербурге 149 государственных и частных театров.




320 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page