top of page
Поиск
  • Фото автораLilia Agarkova

Есть ли команда убирать неформатные НТО

Неформатным и нестационарным торговым объектам, мораторий на которые в Петербурге закончился 1 апреля, грозит снос в случае, если на них начнут жаловаться граждане или администрации районов. Но их обязательно будут предупреждать о сносе, заверили в комитете по контролю за имуществом.

Кафе "Алеша" у Приморской сносили в январе 2020. Оно занимало участок в 500 м2 и проработало более 10 ле
Кафе "Алеша" у Приморской сносили в январе 2020. Оно занимало участок в 500 м2 и проработало более 10 лет

Для неформатных объектов в Петербурге весной 2011 года, буквально в последние недели правления губернатора Валентины Матвиенко, были установлены предельные параметры для нестационарных объектов - 150 м2 площади, 4 м в высоту. Почему были выбраны именно эти параметры, неизвестно. До 2007 года в городе действовали другие стандарты, и павильоны согласовывались крупнее. Многие этим воспользовались. Договоры аренды продлеваются с тех пор. Чаще всего крупные нестационарные торговые объекты строили там, где по каким-то причинам не могли согласовать капитальные.


Так, например, у ГК "Адамант" был на станции метро "Академическая" такой торговый комплекс площадью 8 тыс м2, были такие неформатные ТК в Купчино, на Васильевском и других местах. Сейчас, по данным РОО "Содействие малому бизнесу", их в городе около 600. Мораторий на их снос продлевался неоднократно. Власти также неоднократно подчеркивали, что всему есть предел, и вечно продлевать мораторий на снос, если договор на аренду закончился, нельзя. Об этом, например, говорил Кирилл Соловейчик, председатель КППИТ, осенью на онлайн встрече в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей. Последний раз мораторий был продлен в связи с пандемией по распоряжению губернатора Александра Беглова.


Все, что осталось от кафе "Алеша" через несколько дней
Все, что осталось от кафе "Алеша" через несколько дней

Есть ли команда

На вопрос, есть ли команда начать убирать неформатные торговые объекты, в комитете по контролю за имуществом (ККИ) ответили так: "Нарушение условий договоров является основанием для их расторжения, отсутствие таких договоров является основанием для освобождения земельного участка, если иное не предусмотрено одним из мораториев или имеющимися в распоряжении комитета документами. Комитет обязан проверять законность размещения нестационарных торговых объектов (НТО) после обращений или жалоб граждан или администрации, а в случае выявления самовольного размещения элемента благоустройства - освободить участок. Работы по освобождению участков производятся в соответствие с планом-графиком и после уведомления пользователя, которому дается время на вывоз имущества".


Так было всегда, подчеркивают в ККИ, проверка законности размещения, если имеется нарушение условий договора, то сообщаем об этом в КИО, если выявляем самовольное занятие под размещение элемента благоустройства, то уведомляем о необходимости добровольного освобождения земельного участка, даём разумный срок, рассказывают в комитете. "Если землепользователь этого не делает, то заявка на освобождение земельного участка отрабатывается нашим подведомственным предприятием",- уточняют в комитете.


Региональная история

Янина Гришина, руководитель РОО "Содействие малому бизнесу", согласна с Кириллом Соловейчиком, что продлевать мораторий вечно не следует. "Но мораторий - это не федеральный закон, это целиком региональная история, - говорит Янина Гришина, - измените условия размещения этих объектов в диалоге с бизнесом, издайте правовой акт, который бы защитил предпринимателей. Объекты не капитальные, но по сути стационарные".


Мы говорили об этом еще два года назад на встречах с КИО, вспоминает Янина Гришина, нужно обследовать эти объекты, понять, насколько они соответствуют нормам, по внешнему виду, и составить реестр НТО, которые могут работать. "Торговые объекты - не пирог, чтобы их просто брать, срезать с них лишнее и "приводить к параметрам", там коммуникации. Сейчас не то время, чтобы просто разом ликвидировать сотни рабочих мест", - подчеркивает Янина Гришина и добавляет, что на последнем городском Форуме малого бизнеса о продлении моратория и решении этого вопроса заявлял Максим Аксенов, зампред нормативно-методического отдела КИО, это вошло в резолюцию Форума.


Надо сделать так, чтобы предприниматели не дрожали перед каждой рабочей группой КППИТ, уверена Янина Гришина, но на сегодня нет действующего правового акта, который бы защитил предпринимателей.


Глава комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, кстати, публично отмечал, что согласен на неформатные павильоны, построенные по правилам до 2007 года, но новые должны быть возведены по параметрам.


Стационарные или капитальные

Суть проблемы, по словам предпринимателей, в возможности торговать алкоголем. В нестационарных объектах она запрещена и лицензия на торговлю алкоголем предприятиям, работающим в таких постройках, не выдается. Но зачастую эти павильоны несут признаки капитальности и стационарности (построены на совесть, с коммуникациями) и потому арендаторы торговых мест в таких объектах нарушают правила - чаще по незнанию или даже по умыслу, без уведомления владельца объекта - устанавливают, например, автоматы по розливу пива, чтобы повысить доходность. И попадаются на проверках, которые инициируют многочисленные ведомства и комитеты, в том числе, КППИТ. (Ну что такого, если в торговом павильоне нальют пива - скажите пожалуйста? - Ред.)


Такое нарушение становится причиной расторжения договора и "здравствуй, ККИ" - снос объекта не за горами. Но иногда все не так однозначно и истории перетекают в суды, которые довольно часто встают на сторону бизнеса. Однако, как говорят предприниматели, проблему можно было бы решить, признав такие объекты стационарными, но не капитальными. Тем самым сохранить занятость, налоги для казны, и возможность работать для предпринимателей. "Я перенес несколько своих нестационарных объектов, относительно крупных, на частную землю и они сразу стали стационарными. И лицензию на торговлю алкоголем получить можно, - рассказывает предприниматель А. - А на городской земле они все - НТО, и подвергались непрерывным проверкам, как будто крупнейшие потоки контрафактного алкоголя идут у нас только через ларьки".


Антикризисная мера

Одновременно стоит вспомнить распоряжение Михаила Мишустина от 30 января 2021 года №208-р, в котором он призывает предоставлять под нестационарную торговлю продовольствием места без аукционов, чаще проводить ярмарки и открывать рынки. Пока в Петербурге время от времени озвучиваются некие планы открыть или реконструировать рынки, но ничего не происходит.


Как в январе 2020 года сносили легендарное кафе "Алеша" площадью 500 м2 у ст метро "Приморская" на Васильевском острове, можно прочитать здесь. Кафе работало более 10 лет. Теперь здесь необустроенный "газон" и на нем процветает нелегальная торговля, которую время от времени приезжает проверять усталая полиция.


121 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page